Форум » ПРОПОВЕДИ » ПЕЧАТЬ РАЗУМНОСТИ. » Ответить

ПЕЧАТЬ РАЗУМНОСТИ.

Валерия: ПЕЧАТЬ РАЗУМНОСТИ. Печатью разумности - отмечена жизнь Божьих людей. От общения с ними «горит сердце». В кругу «разумных из народа» можно обрести и совет и помощь. Духовный восторг посещает души тех, кто пребывает в общении мудрых. Невидимая духовная сила исходит от Божьих людей, укрепляя немощных и слабых, просветляя помутненное грехом сознание, вселяя веру в сердца сомневающихся. Разумные и святые люди излучают некие божественные волны от животворной энергии которых на душе становится тепло и радостно. Мы внутренне обогащаемся и обретаем «крылья духа» от их благодатных слов. Светлый взгляд Божьих людей согревает и вселяет оптимизм. Находясь в собрании мудрых хочется жить чисто, красиво и гармонично. Дух Святой, дух премудрости и разума (Ис.11:2) - пребывает на Божьих людях и в этом их сила... На пути к зрелости, на пути к совершенству Божьи люди познают мудрость, которой делятся со своими ближними. Свое сердце они «наклонили к размышлению» и знание стало приятным для их души (Притч. 2:10). Водимые духом премудрости, они старательно усваивают «изречения разума и правила благоразумия» (Притч. 1:2,3). Во всех обстоятельствах жизни они сохраняют «здравомыслие и рассудительность» (Притч. 3:21). Истинные ученики Всевышнего всегда помнят, что «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19). Они знают, что «человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (Притч. 21:16). Однако, им открыто и другое: призвание Божьего народа - излучать свет и дарить жизнь! Но есть и другие люди... Печатью невежества - отмечена их жизнь. От них веет холодом и мраком фанатизма. От общения с ними мы расстраиваемся, духовно опустошаемся и беднеем. По каким-то причинам, жизнь этих людей уклонилась от духовного равновесия и потеряла внутреннюю цельность. Они лишились нетленной красоты и стали убогими духом. По всей видимости – грех лишил их общения с Господом, а дух гордости и фанатизма завладел сердцем и сознанием. В результате, эти люди стали развиваться односторонне, дисгармонично, безбожно... Американский философ, Уильям Джеймс, в своей знаменитой книге «Многообразие религиозного опыта», указывает на некоторые причины, приводящие к потере баланса жизни, к потере печати разумности. «Для того, чтобы жизнь не уклонилась от равновесия, - отмечает ученый, - необходимо, чтобы сильные чувства сопровождались столь же сильной волей, чтобы сильная воля соединялась с могучими интеллектуальными способностями, а последние дополнялись способностью к великой любви... В случае нарушения равновесия между эмоциями, разумом и волей, происходит дисгармоничное развитие личности в сторону фанатизма. Так недооценка роли разума в духовной жизни может привести к отклонениям... Горение духа принимает паталогические формы, когда жизнь бедна содержанием и рассудок ограничен... Набожность, если она ничем не уравновешена, переходит в фанатизм... При этом, даже плоды святости могут быть лишены всякой цены, если на них лежит печать убогости интеллектуального развития». К сожалению, несмотря на социальный прогресс и развитие общества, людей духовно нетрезвых и нездравомыслящих становится все больше и больше. По библейскому выражению, «они пьяны, но не от вина». Даже такая добродетель как любовь у духовно нетрезвых людей может приобрести элементы фанатизма. Как отмечает У.Джеймс, фанатичная любовь может проявляться в том, что любовь к Богу исключает возможность всякой другой - любви к детям, жене, родителям и т.д. Такая «любовь» является суровой, холодной и отталкивающей. Такая «любовь» - разрушает гармонию жизни. «В некотором смысле, фанатичный человек живет в своем особом мире... уходя от жизни с ее суетой, устраивая для себя свой собственный мир... вычеркивает из своего обихода все развлечения, потом общение с обычным кругом знакомых, потом, дела, потом семейные обязанности... Другими словами, фанатик отказывается от сложных форм жизни, требующих усилий в той области, в которой он слаб... Жизнь людей, стремящихся к совершенной чистоте, часто уклоняется от нормы. В ней исчезает гармония с жизнью других. Часто такие люди не хотят иметь ничего общего с церковью, которую считают слишком мирской. Они становятся нетерпимыми к окружающим и начинают небрежно относиться к своим общественным, политическим и денежным делам». Таким образом, даже добродетели святости, любви и духовной чистоты могут быть подвержены крайним преувеличениям, искажению и фанатизму если они не уравновешены духом премудрости и разума. В историческом произведении Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги», входящем в трилогию «Христос и Антихрист», описывается жизнь общества в эпоху Возрождения. Облекая в художественную форму реальные события средневековья, русский классик ярко отображает настроение толпы народа, лишенной здравомыслия; движимой не разумом, а духом невежественного фанатизма, попирающей «мудрость века», уничтожающей на своем пути все – во имя борьбы «за истину», за «чистоту веры». «В молчании, в сумраке, без гимнов, без факелов, в длинных белых одеждах, дети-инквизиторы шли, неся на руках изваяние Младенца Иисуса... На башне Старого Дворца ударили в колокол... Пламя разгоралось все ярче... Одни молились, другие плакали; иные смеялись, прыгая, махая руками и шапками; иные пророчествовали... — Пойте, пойте Господу новую песнь! — выкрикивал хромой сапожник с полуумными глазами. — Рухнет все, братья мои, сгорит, сгорит до тла, как эти суеты и анафемы в огне очистительном, — Все, все, все — церковь, законы, правления, власти, искусства, науки, — не останется камня на камне... В это время монахи водрузили черный крест посередине площади, потом, взявшись за руки, образовали три круга во славу Троицы и, знаменуя духовное веселие верных о сожжении «сует и анафем», начали пляску, сперва медленно, потом все быстрее, быстрее, наконец, помчались вихрем песнею: Пред Господом смиритесь, Пляшите, не стыдитесь. Как царь Давид плясал, Подымем наши ряски, — Смотрите, чтоб в пляске Никто не отставал... Мы крестиками машем И пляшем, пляшем, пляшем, Как царь Давид плясал. Несемся друг за другом Все кругом, кругом, кругом, Справляя карнавал. Попираем мудрость века...» Вчитываясь в эти строки, невольно вспоминаешь о всяческого рода фанатичных движениях – политических, религиозных... Кстати, не всем известно, что этимология слова «фанатик» восходит еще к древним жрецам культа языческой богини Маа. Жрецы-идолопоклонники исступленно, в состоянии экстаза бегали по храму, кололи друг друга, произнося при этом нечленораздельные возгласы. За эту «странность» римляне и прозвали их фанатиками - неистовыми. В современной же интерпретации, фанатизм - это крайняя степень преданности своим убеждениям, соединенная с нетерпимостью к чужим взглядам. И главная проблема заключается в том, что фанатизм зиждется на слепой вере в абсолютную правильность своих суждений. Аргументы и факты реалий жизни, как правило, игнорируются. Логичность, критический анализ, размышления и рассуждения – фанатиками не приветствуются. Фактически, сами того не осознавая, фанатики отрекаются от разумной, сбалансированной жизни... Древние мудрецы были правы, когда учили, что «истинное знание никогда не бывает избыточным. Стремление к познанию нового является столь же естественным для человека, как процесс дыхания. Никогда нельзя останавливаться на пути к зрелости ибо остановка в познании - равноценна движению назад», - учили они. Получив от Творца дар жизни, человек должен стремиться познавать Бога, вселенную и самого себя. Человек должен стремиться к совершенству, к мудрости, поскольку "приобретение мудрос¬ти гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра" (Притч. 16:16); "лучше знание, нежели отборное золото" (Притч. 8:10). "Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания" (Притч. 18:15). Только "своенравный восстает против всего умного. Глупый не любит знания..." (Притч. 18:10). Развитие личности – это процесс целостный; все стороны человеческого естества должны развиваться и формироватся в определенной взаимосвязи. Знать все – о немногом, и немного – обо всем; избегать зацикленности на чем-то одном; вести сбалансированную жизнь; иметь чувство меры во всем... Другими словами, «печатью разумности» должна быть отмечена вся наша жизнь. Ведь именно «мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8:1). Божьи люди – свободны от узости фанатизма. Благодаря Премудрости Свыше, они приобретают удивительную способность понимать мир и тонко чувствовать человеческую душу. Они способны заглянуть в сокровенные движения сердечных намерений и принять ближнего таким каким он есть. Подобно Господу, они «трости надломленной» не ломают и «льна курящегося» не угашают (Ис.42:3). Они несут «в народ» радость и веселие, раскрывают торжество бессмертия над тлением, показывают радость перехода из временной, земной жизни в жизнь вечную. Господь Бог исцелил их от невежества и дал им «язык мудрых» (Ис. 50:4), чтобы они могли словом «подкреплять изнемогающего». Божьи люди – это одухотворенные Свыше посланники-пророки. Они «глаголом» истины жгут сердца людей. Они расточают себя ради Него и спасения ближних. Посвященные Богу и умудренные от Него Божьи люди обладают нетленным богатством, позволяя всем заблудшим прикоснуться к Истине. Жизнь, служение и творчество этих необыкновенных людей позволяет человечеству окунуться «в суть вещей», обрести смысл и причаститься к божественной гармонии. Это правда, что «мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с умением внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притч. 24.3-4). «Печать разумности» - привлекающая и просвещающая - сияет на лицах Божьих людей и поныне! И мрак фанатизма отступает... У него нет другого выхода...

Ответов - 0



полная версия страницы