Форум » ВНИМАНИЕ ЛУКАВЫЙ » НАРКОТИК, ВКЛЮЧЕННЫЙ В РОЗЕТКУ. Влияние телевидения на детей. » Ответить

НАРКОТИК, ВКЛЮЧЕННЫЙ В РОЗЕТКУ. Влияние телевидения на детей.

walerij: НАРКОТИК, ВКЛЮЧЕННЫЙ В РОЗЕТКУ. Влияние телевидения на детей. М. Л. Скуратовская. (ВИДЕО) Доклад профессора, доктора педагогических наук Марины Леонидовны Скуратовской "Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков". Доклад был прочитан на Втором Съезде Международного общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», который проходил в Риге (Латвия). Одна из особенностей современной цивилизации заключается в переходе к информационному обществу, в бурном развитии телевидения и интернет-технологий. Появление в каждом доме телевизора привело к тому, что значительную часть свободного времени многие люди проводят перед телеэкраном. Встречи с друзьями, прогулки, чтение книг, занятия спортом заменяются многочасовым просмотром телепередач. Почему люди так быстро изменили свой образ жизни? Оказывается, этому есть научное объяснение. Учёные считают, что такое влечение к телевидению формируется благодаря врождённому свойству человека – так называемому исследовательскому рефлексу, который был заложен природой как защитная реакция для быстрой слуховой и зрительной реакции на неожиданный или новый раздражитель, который мог сигнализировать об опасности. Ещё в 1986 году учёные из Стенфордского университета и университета Миссури (США) пришли к выводу, что такие эффекты телевидения, как монтаж, смена планов, наезды, шумы, свет, воздействуют на исследовательский рефлекс человека и способны долго удерживать его внимание. Например, в рекламных роликах, музыкальных клипах планы и ракурсы меняются со средней скоростью один объект в секунду, раздражая исследовательский рефлекс безостановочно. Именно задействованным на полную мощь исследовательским рефлексом объясняется распространённые ответы телезрителей: «Когда я смотрю телевизор, чувствую себя загипнотизированным», «Если телевизор включён, я не могу отвести от него взгляд» и т. д. Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы её запечатления и программирование поведения. Но есть и более глубинное влияние рекламы на человека. Красочность, яркость рекламы приводит к сильному перекосу в сторону товарного потребления, стимулирования не духовных, а исключительно материальных интересов. Заведующий кафедрой психоэкологии Российского университета дружбы народов, академик И.В. Смирнов рассказывает, что в ходе каждой процедуры диагностики, проводимой учёными, обязательно тестировались высшие нравственные сферы: идея Бога, идея семьи, идея Родины и ещё ряд подобных базовых идей. Результаты показали, что у людей отрицаются высшие, базисные понятия. Обесценено то, ради чего человеку имеет смысл жить. Вместо этого подставляются ценности материальные, такие как потребление, развлечение, накопление. Идея Бога – не на словах, а как глубинное восприятие, отмечает И.В. Смирнов, совершенно убрана из душ большинства наших современников. Даже среди священнослужителей, которые проходили диагностику на кафедре психоэкологии, ни один этой идеи не имел. Этому очень тревожному результату воздействия рекламы способствует, очевидно, ещё одна телекоммуникационная технология – технология «встраивания» определённых сценариев в жизненный цикл человека. Российский академик, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России В.С. Собкин отмечает, что: «Трансляция сцен насилия и эротики достаточно чёт-ко соответствует дневному и недельному жизненному цик-лу. <…> Сцены насилия и эротики "встраиваются” в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней)». На вечерние часы приходится наиболее интен-сивная трансляция насилия и эротики, что приводит к тому, что эти сцены на-чинают усваиваться телезрителем на подсознательном уровне. «Таким образом, мы наблюдаем особую социокуль-турную технику работы телевидения по внедрению офи-циально табуируемых норм и образцов поведения в массо-вое сознание». Но, к сожалению, в последнее время какой канал не включи – обязательно кого-то убивают, рассказывается об авариях и катастрофах. В масс-медиа преподносится такая картина: «везде всё плохо». И у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно. Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского (г. Москва) отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни. По мнению профессора, выход из сложившейся ситуации есть – не смотреть телевизор вообще! Прихожан А.М. отмечает: необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов резко перевесило поток негативной телеинформации. Влияние телевидения на детей Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребёнка, у которого ещё не сформированы защитные механизмы? Мозг ребёнка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже – со сверстниками. Без такого взаимодействия ребёнок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал – вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни в процессе общения и взаимодействия с окружающими происходит наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга, благодаря чему ребёнок быстро развивается, познаёт окружающий мир. Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками – но не с телевизором! Исследователь из Соединённых штатов Мэри Винн отмечает: «Самое главное, что должен получать ребёнок отсутствует: при просмотре телевизора ребёнок не участвует в вербальной коммуникации – сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются и не отвечаются, диалог отсутствует». Результатом такого одностороннего общения, как отмечает одна из ведущих учёных Англии в этой области Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни. А к 3-м годам дети, родители которых в качестве няни использовали телевизор, отставали от своих сверстников по данным её исследования, уже на 1 год. Поэтому понятным становится мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом». Фундаментальность принесённых телевидением и информационными технологиями влияний учёные сравнивают с «визуальной», или «графической революцией». В результате этой визуальной революции, как отмечает американский социолог и культуролог, специалист в области медиакультуры Постман, единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотнитысяч лет до этого, а визуальный знак, к тому же по преимуществу рекламный. Что это меняет для развития ребёнка? Во-первых, в отличие от высказывания, изображение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Но дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации. Эти особенности восприятия телеинформации детьми необходимо учитывать. Во-вторых, вопреки наличию познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Оно пробуждает лишь любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными, а иногда и искажёнными сведениями, к тому же поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. А дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. В-третьих, с широким распространением телевидения и интернета связана, как отмечают учёные,проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребёнка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребёнка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые престают быть авторитетным источником знаний для ребёнка. В результате, часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью. В-четвёртых, поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребёнка воспринимать её и самостоятельно обрабатывать. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определённых интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает, как мы уже отмечали, процессы её запечатления и программирования поведения. Согласно социологическим исследованиям, проведённым учёными ряда стран, ребёнок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждёт, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому. И ещё одно следствие влияния телевизионных технологий на ребёнка. Вы, конечно, слышали о таком очень распространённом в настоящее время явлении среди детей, который медики и психологи называют «синдром гиперактивности и дефицит внимания». Детей с подобным синдромом становится с каждым годом всё больше. Ученые склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания. Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана. Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве, определяет всю его последующую жизнь. Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети – также хранят в себе потенциальные угрозы. В книге «іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга» её автор Гарри Смолл пишет: «…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то… мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются». «Интернет создаёт лишь иллюзию доступности информации и технической оснащённости, – говорит автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев, сотрудник Научно-исследовательского института морфологии человека РАМН. – У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10-15 лет назад. Они пишут программы – как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована». Формирующаяся теле- или интернет-зависимость меняет не только способности и психологические качества, но изменяют даже мозг человека. Группа китайских ученых из Центра магниторезонансных исследований в г. Ухань сканировала мозг 17 взрослых людей, у которых была выявлена Интернет-зависимость. Эти результаты учёные сравнили с данными 16 здоровых людей. Исследования медиков убедительно показали, что у тех, кто проводит в Интернете много времени, быстро развивается две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу, остаются без нагрузки. Развитие культуры, духовности, интеллекта, науки – это вопрос будущего страны. Не может существовать государство, если не будет способствовать развитию духовности, культуры и интеллекта своих членов. Не сможет государство лишь деньгами или военной силой, тем более диктатурой власти, укрепить свои позиции в мире. Вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность нации. Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет покорять просторы космоса, строить города, создавать прекрасные картины и делать землю прекрасной. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность. По материалам: org.sirius-ru.net

Ответов - 1

walerij: Еще раз о телевизоре одавляющее большинство людей ведут схожий образ жизни, стремятся к одному и тому же в жизни, поступают одинаково в определенных ситуациях. Такая общность объясняется общими жизненными ценностями, прививаемыми людям общим учителем. Этим учителем из-за своей распространенности (работает почти в каждой квартире, доме, и часто не один) является телевизор. Телевизор обучает людей следующему: Пропаганда употребления алкогольных напитков (энергетиков, пива, вина, водки, др.) и курения. Вместе с официальной эффективна скрытая реклама: через каждые 10-20 мин. просмотра сериала, фильма сцены распития алкоголя и курения героями, которые успешны и здоровы. За каждую такую сцену алкогольные и табачные компании платят немалые деньги создателям фильма, и эти затраты у них окупаются. Также пропаганда по ТВ теории культурного, но все же пития. В рекламе, названиях алкогольных и табачных изделий – отожествление их с «русским», хотя почти все производители алкоголя и табака – иностранные компании с заводами на территории РФ. Около 40 % в общем потреблении алкоголя принадлежит пиву в пересчете на чистый спирт. Только в России пиво считается безалкогольным напитком согласно поправке к закону о гос. регулировании оборота этилового спирта от 22.11.1995г., купленной производителями пива у законодателей. По этой поправке пиво представляется почти как продукт все эти годы. Россия занимает 4 место в мире по потреблению алкоголя (около 16 литров чистого 100 %-го спирта на душу населения в год) и 1 место – по потреблению табака. Последствиями являются смертность от алкоголя (400 тыс. человек в год) и табака (300 тыс. человек в год), бесплодие, рождение больных детей и проч. Пропаганда жестокости и насилия. В новостных блоках (криминал, катастрофы, стихийные бедствия, скандалы), создатели которых решают, что показать нам как новость и как ее интерпретировать; в фильмах, в некоторых мультфильмах (особенно зарубежных)... Вместе с компьютерными играми успешно этому учатся дети, подростки, молодые люди. В США в 1999 году военный психолог Дэйв Гросмен заявил: "Показы насилия по ТВ и еще более опасные, пропитанные насилием видеоигры запускают у детей и подростков те психические механизмы, с помощью которых профессиональных солдат учат убивать. Способность убивать не возникает сама собой – в ней нет ничего естественного. Этому надо учить". Более старшее поколение из-за этой стрессовой нагрузки в основном страдает от инфарктов, инсультов чаще, чем те, кто мало или не смотрят ТВ. Вообще этот негативный фон способствует более худшему решению людьми проблемных ситуаций: раздражение, ссоры, разводы, самоубийства и проч. Как одно из следствий – рост преступности, особенно среди несовершеннолетних. Пропаганда абортов, женской контрацепции (вся она среди прочего с абортивным действием). Вообще блудная похоть красной нитью проходит по всему ТВ. При этом образ женщины на ТВ (главные героини фильмов, сериалов, ток-шоу) – женщина получает образование и делает карьеру наравне с мужчиной (феминистский подход). Эта женщина не стремится создать семью и родить детей («потом, когда будут все условия»). Ребенок воспринимается как помеха карьере, нарушитель сложившегося образа жизни («детобоязнь»). В определенный момент полюбившаяся героиня говорит «нужные» фразы: "А зачем создавать семью? Ты поживи так" или "Зачем тебе дети? Эти постоянные памперсы, пеленки, бессонные ночи. Через 2 года на кого ты будешь похожа? А через 5 лет кому ты будешь нужна?". Россия занимает 1 место в мире по количеству абортов (около 4 млн. детей в год), которые разрешены законом и оплачиваются из государственного бюджета. Пропаганда «маленькой семьи» (не более 2-х детей в семье). В ток-шоу, фильмах, сериалах, мультфильмах, рекламе – образ счастливой семьи, где не больше двух детей. Многодетность скрыто осуждается («нищету плодить»), т.к. противоположна обществу потребления (жизнь для себя), навязываемого ТВ; обязывает женщину отказаться от карьеры ради семьи и детей. В среднем количество детей в семье в России – 1,5 ребенка. Пропаганда разводов. Для существования семьи нужна взаимная забота, терпение недостатков друг друга. Просмотр ТВ заменяет семейное общение, затягивает решение семейных проблем, дел. В юмористических программах, ток-шоу – уничижение семейных отношений, семейного долга. Представление внебрачных и добрачных отношений как нормы жизни. Сопереживание героям фильмов, сериалов делает их эмоционально ближе, чем родных в семье. Некоторые телезрители начинают сравнивать свою семью с ТВ персонажами – на экране положительный герой часто не имеет недостатков. Случается, что желание «идеального» партнера, похожего на героя из сериала, заканчивается конфликтами и разводом. Россия занимает 1 место в мире по числу разводов на 1000 чел. населения, распадается каждый второй заключенный брак. Оглупение, деморализация людей. Экспериментально доказано, что через минуту после начала просмотра ТВ мозг человека переключается с активного и логического мышления на пассивное восприятие информации, восприимчивое к программированию. Реклама создает искусственные желания, т.к. в большинстве своем рекламируемые товары не нужны. В ток-шоу формирование отношения к чему-либо с помощью поддержки залом (олицетворение народа) «нужной» из соперничающих сторон. В смехопанорамах высмеивание материнства, пожилых людей, добродетелей. Прославление пороков, уголовной жизни. Пропаганда гомосексуализма приглашением гей-звезд на ток-шоу и проч. Часто герои мультфильмов совершают опасные поступки: падают с крыши, роняют на голову кирпич и проч. безопасно для себя. Дети учатся через подражание и пытаются повторить то же. У детей, смотрящих ТВ с раннего детства, только в школьном возрасте становится явным недостаток умственного развития, способности к творчеству, образному мышлению, коллективной работе в сравнении с одноклассниками, почти не смотрящими ТВ или вообще без ТВ. Деруссификация (анти-патриотизм). Юмористические программы высмеивают русский народ, армию... – и мы с залом, где сидят русские люди, смеемся сами над собой. Аналитические авторские программы говорят о том, что Россия всегда была никчемной страной, что русским нечем гордиться в их истории и др. Или на ток-шоу устраиваются спорные дискуссии, где на высказывания патриотов зал молчит, а на мнения либералов-демократов по сигналу специальных людей звучат аплодисменты. Для создания отрицательного отношения к национальному: русская мафия, русский фашизм, но российские ученые, российские спортсмены. Или заснятые инсценировки избиения «черного» русскими неофашистами под лозунгом «Россия для русских». Как следствие в настоящее время происходит новая волна "утечки мозгов” – рост эмиграции из России в США, Канаду, Германию, др. (около 300 тыс. чел. в год) по программам, разработанным с учетом индивидуальных целей и потребностей граждан. Популяризация уголовного жаргона, матерных, иноязычных слов. Язык – это то, что идентифицирует людей и объединяет их в одну общность – нацию. Уничижение языка – есть разрушение этой общности. Речь на ТВ почти во всех передачах, фильмах перемежается с уголовным жаргоном (мент, наехать, др.) и с иноязычными словами, имеющими аналог в русском языке. Или на ток-шоу какая-то звезда пытается сказать матом для выражения особых чувств. Люди перенимают у телегероев фразы, слова, манеру говорить. На некоторых каналах еще осталось несколько нормальных передач, но их число постоянно уменьшается. Российский чиновник Генрих Юшкявичюс, советник генерального директора ЮНЕСКО, заявил: "Я живу в Париже, но ежедневно смотрю российские телеканалы. Большинство программ создают образ жестокой, безнравственной страны. Могу с полной ответственностью заявить, что такой порнографической программы, которая идет на РЕН-ТВ и называется "эротической”, в Париже нигде увидеть нельзя". Многие люди, в первую очередь представители самой ТВ индустрии, объясняют засилие на ТВ разврата и жестокости рейтингом, но на самом деле телезрители не определяют, что будут показывать на ТВ. Их никто не спрашивает, что они хотели бы посмотреть. В современном ТВ доля государства есть только у первого канала (ОРТ). Остальная доля и остальные каналы – в частных руках. Почти все из них так или иначе (через сеть дочерних компаний) связаны с Западом, главным образом с США. Т.е. ТВ –явление не народное, а заказное в интересах определенной группы лиц. Как видно из вышесказанного, современное ТВ – средство снижения численности, главным образом, русского населения в России и уничтожения русского самосознания через скрытую пропаганду. Происходит замещение русского населения другими народами. (статистика умалчивается). Сдвиг от традиционных ценностей русского народа, основанных на христианстве (которые мало изменились в советское время из-за неагрессивности советского гос. ТВ) – взаимовыручка, скромность, трудолюбие к себялюбивому угождению («бери от жизни все») уже произошел в умах многих, особенно молодых, людей. Доверие к ТВ и вера в объективность иллюзорного мира, придуманного и обыгранного на ТВ, приводят к вышеописанным последствиям. В духовном отношении ТВ – олицетворение мира сего, который живет наслаждениями и материальным преуспеванием. Законы этого мира противоположны евангельским заповедям. Наблюдение за чужими страстями автоматически возбуждает свои страсти, живущие в сердце каждого человека. Поэтому просмотр ТВ и жизнь во Христе – взаимоисключающие понятия. Христос – начальник тишины (из канона Божией Матери, песнь 3). Благодать Святого Духа не сойдет в сердце человека, увлеченного мирским шумом ТВ. Без этой благодати человек не может быть наследником Царства Небесного. Преп. Лаврентий Черниговский (1868-1950) говорил: "Антихрист явится и его увидит и услышит весь мир одновременно", а когда старца спросили, как же это может быть, он ответил: "В углу, где стоят и висят сейчас святые иконы, будут стоять обольстительные прилады для прельщения людей. Многие скажут: «Нам нужно смотреть и слушать новости». Вот в новостях и явится антихрист". Прилад (укр.) – прибор, аппарат, т.е. старец пророчествовал о телевизоре, появившемся в продаже в СССР в 1949 г.



полная версия страницы