Форум » БЕСЕДЫ О ТРОИЦЕ » Сперва выясним, что такое буддизм, и чем он отличается от иудаизма: » Ответить

Сперва выясним, что такое буддизм, и чем он отличается от иудаизма:

ANGEL: Сперва выясним, что такое буддизм, и чем он отличается от иудаизма: Рав Элиэзер Гервиц: Буддизм — религия множества народов Юго-Восточной Азии, включая и Китай (а в несколько измененной форме — синтоизм — и Японию). Существуют различные течения буддизма, такие как зен, хинаяна, махаяна. Первоначально буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама, учившим вере в непрерывное перерождение (карма). Он заимствовал в индуизме представление о том, что низкое положение человека в обществе указывает на его грехи в предыдущей жизни. Единственный способ для человека избавить свою душу от постоянных перевоплощений, учил Гаутама, это следовать в жизни Среднему Пути, подчинив все желания своей воле. Человек должен вести жизнь согласно восьми принципам, делая упор на размышлении и контроле разума, что, по его утверждениям, должно приводить к высшему духовному уровню — нирване. Хотя иудаизм, несомненно, и рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», он также проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Он утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей — не что иное, как простой эгоизм. Кроме того, иудаизм уделяет гораздо большее внимание соблюдению законов, то есть конкретным способам служения Б-гу и исполнения Его воли. Со своей стороны, буддизм не признает никаких богов, и связанные с ним ритуалы в основном базируются на суевериях. *** Михаил Розин: Не только Бердяев, но и другие христианские авторы подчеркивают наличие общих идей, присущих и язычеству и христианству. В книге “История религии”, в подготовке которой принимал участие известный христианский богослов П. Флоренский (Изд. «Польза» М., 1909) отмечается, что в христианстве “после кропотливого философского и, главным образом, филологического, исследования, не оказалось ни одной идеи, которой не было бы в буддизме, в философских школах древности, в космогониях первобытных племен, в воззрениях мексиканцев и перуанцев” (стр. 70). Автор этого замечания А. Ельчанинов подчеркивает также значение философии Платона для формирования представлений о “триединстве”. Попытаемся найти следы буддизма в христианской доктрине. Буддизм старше христианства на 5 столетий. К моменту завоевания Александром Македонским Индии (327 г. до н.э.) буддизм существовал уже 200 лет. С этого времени наверняка осуществлялся обмен идеями между Индией и античным миром. Иначе чем объяснить столь отчетливое влияние индийских доктрин на античную философию и мистику? Но к числу эллинизированных стран, находившихся под влиянием греческой культуры, философии и религии, относились также Сирия и Иудея. Три с лишним века – срок достаточный для постижения некоторых представлений буддизма, иудейскими мистиками (которые вообще склонны к усвоению чужих идей). Так зародилась ересь ессеев, кумранитов, гемеробаптистов и их последователей - христиан. Приведу черты сходства между буддизмом и христианством: 1. Предсказание о рождении сверхъестественного субъекта (в буддизме – брахманами, в христианстве – волхвами). 2. Непорочное зачатие. Будда зачат от звезды, Иисус от “Святого духа”. Заслуживает внимания тот факт, что в иврите и арамите “дух“ – существительное женского рода. Посему догмат о «непорочном зачатии» от «Духа Святого» не мог возникнуть в Иудее и других областях Эрец-Исраэль, где разговорным языком был арамит. 3. Богочеловечество и воплощение (то есть обретение божеством человеческого облика, превращение “духа“ в плоть). О Будде сказано: “Из любви к людям он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы проповедовать людям избавление “ (История религии. М. 1909. стр. 82). 4. Форма обращения к божественному учителю: «Господи». 5. Апостолы. Наставление апостолам: “Идите, сказал им Будда в напутствие, - странствуйте для блага людей... Проповедуйте закон“ (там же, стр. 76). 6. Притчи, т.е. иносказательные беседы с учениками. 7. Отречение религиозной элиты от брака, семьи, собственности. 8. Искушение “нечистой силой“ (Будду искушает буддийский дьявол, Мара, Иисуса искушает христианский дьявол). 9. Благочестивая блудница (в буддизме – Амбапали, в христианстве – Мария Магдалина. 10. Изменник (в буддизме злодей Давадатта, в христианстве – Иуда Искариот). 11. Образование общины, идея о совместном спасении (в христианстве – идея церкви). 12. В позднем буддизме (ламаизме) - монастыри, церковные колокола, изображения, реликвии наподобие христианских мощей, например, зуб Будды Из этого вовсе не следует, что христианство суть религия, родственная буддизму. Скорее всего, авторы евангелий бессознательно позаимствовали из буддизма некоторые черты биографии “богочеловека”, а также детали священного сюжета. Христианское учение о Троице также не является оригинальным. Троица есть в древнеегипетской и вавилонской религиях, в митраизме (религии, возникшей в Персии в последние века до н.э.), в древнеиндийской религии — брахманизме и более поздней - индуизме, где она называется Тримурти (на санскрите “три” - три, “мурти” - образ, лицо). Энциклопед. словарь Брокгауза-Ефрона характеризует индуистскую троицу как три различные формы проявления одного и того же верховного божества. Троица – довольно позднее приобретение христианства, в Новом завете троицы еще нет. Непорочное зачатие - также языческая идея, в частности, непорочно были зачаты Будда и Митра. Конец света, загробный суд позаимствованы из Авесты и митраизма. Итак, непорочное зачатие, богочеловечество, рождение, смерть и воскресение божества, "триединство" - все это содержится в языческих религиях, предшествовавших христианству, также как и вера в предсказания волхвов, вера в бесов, оккультизм. Посему, определяя христианство как новоязыческую религию, мы отнюдь не грешим против истины. На новозаветную биографию христианского мессии-божества повлияли языческие мифы; на христианскую догматику, а также на ритуал – культы и мистерии древней Греции. В “Истории религии” (М. 1909) Ельчанинов описывает тайные греческие секты орфиков. Главными моментами мистического культа в этих сектах были изображения страданий, умирания и воскресения богов, приобщение к их телу и крови, радость по поводу воскресения. Орфикам же принадлежит воззрение, что “человек весь в грехе от рождения и чтобы жить вечно, он должен очиститься милостью богов и приобщиться к их вечной жизни” (“История религии”, стр. 63). Не напоминает ли “приобщение к их телу и крови” христианское таинство евхаристии (вкушение “тела” и “крови” Христа), а очищение милостью богов и приобщение к их вечной жизни – христианское учение о благодати? Да и само понятие “таинство”- языческого происхождения (таинство – точный перевод греческого слова “мистерион”). Языческое происхождение имеет и христианский термин “богоявление” (эпифания) – это название одного из праздников в честь Диониса. Свой вклад в формирование христианской религии сделала и античная философия, в частности, учение Платона. Особое значение имело учение о Логосе (Слове) – посреднике между небесным и земным. Это учение было воспринято и иудаизировано Филоном Александрийским, который, ничтоже сумняшеся, называл Платона и других греческих философов “святыми”. Надо учесть, что христианская доктрина формировалась постепенно. Три первых евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки), содержание которых схоже (поэтому их называют синоптическими, то есть придерживающимися одинаковых воззрений) не содержат упоминания о Слове-боге, Иисус этих евангелий весьма близок к реальному человеку. В 4-м евангелии (от Иоанна) отчетливо ощущается и влияние платонической философии, и влияние языческих мистерий. Иисус там не что иное, как воплощенное Слово, но он же и некое подобие жертвенного агнца. Христианство предстает перед нами как проязыческая религия. Речь идет, разумеется, не просто о заимствованиях. Представления буддистов и греческих мистиков - орфиков, фрагменты из спекуляций Филона, бытовые суеверия (вроде веры в бесов), идеи ессеев и кумранитов подверглись богословской переработке апостолами, авторами евангелий, отцами церкви. Христианство возникло на иудейской почве, но из языческих семян, которые были занесены на эту почву. Связь христианства с иудейскими мистическими сектами (ессеев, кумранитов, гемеробаптистов) несомненна, связь же с Богооткровенной Синайской Торой – искусственная и формальная, если не считать того, что христианство почерпнуло из Синайского Откровения важные моральные законы, от заповеди “Не убивай” до “Люби ближнего как самого себя”. Это хорошо. Кроме того, христианство позаимствовало у иудаизма компоненты литургии, псалмы, терминологию. Это, конечно, очень плохо. Нельзя посвящать христианской троице то, что должно служить прославлению только Бога, Истинного и Единого.

Ответов - 0



полная версия страницы